Мост через керченский пролив

Керченский мост

Telegram
Вконтакте
Whatsapp
Одноклассники

Крымский мост - артерия жизни и символ единства

Всего за 27 месяцев российские инженеры построили один из самых грандиозных транспортных переходов в мире – Крымский мост. Невиданное по масштабам и срокам строительство, удивительная судьба и уникальность сооружения кардинально преобразило историю Крыма и всей России.

Как строили Крымский мост

строительство крымского моста

Крымский полуостров – идеальный трамплин между Европой и Азией. Поэтому идея создания моста, соединяющего Кавказ и Крым, возникла еще в позапрошлом веке. Хотя историки уверяют, что временный мост через Керченский пролив был организован еще при понтийском царе Митридате.

Кто хотел построить мост через Керченский пролив?

В 19 веке схему мостового перехода через Керченский пролив предложил Владимир Менделеев – сын знаменитого русского ученого-химика. Однако, из-за недостаточности финансирования реализацию проекта пришлось отложить.

Позже к этой идее вернулся Николай II. В начале 20 века лучшие инженеры России после детальных геологических изысканий разработали проект перехода. Но последующие геополитические события помешали планам императора.

Грандиозный проект магистрали, ведущей от Херсона через Крым до кавказского побережья, был задуман в 30-е годы прошлого века Иосифом Сталиным. Но и в этот раз планы нарушила война.

Идею мостового перехода через Керченский пролив пытались воплотить и гитлеровцы, захватившие Керчь в 1942 году. Для этого даже были завезены металлоконструкции, которые ранее изготовлялись по заказу СССР. Фашисты развернули было подготовительные работы по строительству, но обострение военных действий помешало стройке перехода. Вместо этого гитлеровцы построили через пролив канатную дорогу, которая обеспечивала немецкие войска на Таманском полуострове. Во время отступления опоры канатной дороги были уничтожены фашистами.

В послевоенные годы советское правительство не раз возвращалось к идее строительства мостового перехода, но из-за нехватки средств проект всякий раз откладывался на неопределенное время.

Крымский мост СССР

В середине 2000-х о постройке транспортного перехода вновь заговорили. Строительство Керченского моста не раз обсуждалось российским и украинским правительством, но до дела так и не дошло.

После присоединения Крыма к России в 2014 году одним из первых поручений президента РФ Владимира Путина стала задача Минтрансу РФ по строительству автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив.

Разработка и стоимость Крымского моста

  • На рассмотрение экспертной комиссии Минтранса было представлено 74 проекта строительства транспортного переходы. При выборе проекта специалисты учитывали:
  • наличие с обоих берегов подъездов для ж/д и автотранспорта;
  • ледовую обстановку;
  • протяженность и стоимость объекта;
  • отсутствие в месте строительства тектонических разломов;
  • угол пересечения судов;
  • политические, социальные, экологические факторы.

С учетом перечисленных параметров в начале 2016 года был принят и утвержден окончательный проект строительства. В нем было указано, что транспортный переход будет соединять Таманский полуостров и Керчь и проходить через косу Тузла в Керченском проливе.

Объект будет включать в себя две параллельные магистрали: авто и железнодорожную. Переход будет состоять из четырех основных участков: первый соединит Керчь с Тузлой, второй – пройдет по Тузле, третий – соединит Тузлу с Таманью, четвертый – пройдет по Таманскому полуострову. Общая длина Крымского моста по проекту – 19 км.

Начальная стоимость проекта – 212 млн рублей, но после окончания основных работ была оглашена окончательная цена – 227,92 млн рублей.

Ход строительства

Подготовительные работы к грандиозной стройке начались еще до окончательного утверждения проекта – в 2015 году. Но к основным строительно-монтажным работам приступили в 2016 году. Было задействовано более 200 российских предприятий, свыше 10 тысяч квалифицированных рабочих и около полутора тысяч инженерно-технического персонала.

Стройка развернулась одновременно на 8 морских и сухопутных участках. Сваи забивали круглые сутки – из-за многометровых слоев песка и ила их приходилось забивать на 105 м в дно. При работах постоянно возникали сложности из-за погодных условий: сильные ветры и шторма пытались препятствовать строителям, которые трудились круглосуточно.

Всего в основе мостового сооружения свыше 6,5 тыс. свай из вертикальных и наклонных столбов, доходящих в длину до нескольких десятков метров. Над сваями возведены 594 опоры, а вес одного пролета достигает 580 тонн.

Самые сложные технологические операции были выполнены в 2017 году. Огромные арки, собранные на суше, поочередно подвозили по воде на специальных плавсистемах и поднимали на опоры домкратами. Сильные ветра мешали установке, учитывая, что такие габаритные объекты впервые в российском мостостроении устанавливались в условиях моря и непогоды.

Несмотря на все трудности, автомобильную часть Керченского моста удалось сдать на 7 месяцев раньше запланированного срока. Ее возвели всего за 2,5 года, то есть Керченский мост открыли в мае 2018 года. Железнодорожная часть была запущена в срок – в декабре 2019 года.

Как выглядит Крымский мост

Грандиозное сооружение, соединяющее материковую часть России с полуостровом Крым, стал самым длинным мостовым переходом в России. Автотрасса берет свое начало на полуострове Тамань и, двигаясь по пятикилометровой дамбе и косе Тузла, проходит через Керченский пролив.

Сооружение состоит из двух параллельно расположенных мостов – автодорожной и железнодорожной части. Автомобильная часть включает в себя четыре полосы движения (по две полосы в каждом направлении), а железнодорожная состоит из двух путей. Проезд Керченского моста достигает в высоту 35 метров, а арочные конструкции для судоходства в длину - 227 м.

В 2021 году обе арки моста стали подсвечиваться в темное время суток цветами флага России. Подсветка обеспечена более тремя тысячами диодов.

Транспортный переход сооружался с учетом суровых климатических условий и сейсмоопасности: на промежуточных опорах установлены ледорезы, объект рассчитан на сейсмические воздействия до 9,1 баллов. Период эксплуатации мостового перехода – минимум 100 лет.

Зачем нужен Крымский мост: геополитическая победа и артерия жизни

  1. Значимость Крымского моста можно оценить с экономической, политической, идеологической точки зрения:
  2. Во-первых, наладилось бесперебойное снабжение Крыма со стороны материковой России. Переправа не давала таких возможностей из-за ограниченных объемов транзита и зависимости от погодных условий. Теперь доехать от одного берега к другому можно всего за 15 минут. Автомобильная и железнодорожная часть обеспечивают поставку на полуостров продуктов, стройматериалов и других необходимых товаров.
  3. Во-вторых, активное развитие получил местный туризм. За четыре года с открытия (2018-2022 гг.) транспортный переход пересекло более 21 млн автомобилей, в том числе 233 тыс. автобусов. Запущены электрички на Таманский полуостров, курсируют поезда из крупных городов России в Крым. За 2022 год в Крым через Керченский мост по железнодорожной и автодорожной полосе прибыло более 5 млн туристов.
  4. В третьих, мост стал символом воссоединения Крыма с Россией. Появилась прямая, осязаемая связь полуострова с материком, благодаря чему крымчане смогли ощутить себя не оторванными от России, а полноценными гражданами страны.
  5. В-четвертых, грандиозное строительство и запуск в рекордные сроки транспортного перехода через Керченский пролив демонстрирует готовность Москвы вкладывать деньги в развитие Крыма. А это, в свою очередь, подчеркивает уверенность Кремля в том, что Крым вошел в состав РФ навсегда.
Для справки. Пропускная способность ж/д части – 47 пар поездов в сутки, что обеспечивает до 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год. Через автомобильную часть перехода в сутки может проезжать до 40 тыс. автомашин.

Контроверсии вокруг строительства моста

Возведение Крымского моста вызывало большой резонанс во всем мире. За ним пристально наблюдали зарубежные специалисты и политики, подвергая сомнению ход строительства и возможность качественной и долговечной постройки в столь короткие сроки.

Но негативные прогнозы не сбылись – их целью чаще всего было желание привлечь внимание к статусному проекту, а не реальные угрозы строительству Крымского моста.

Критика со стороны экологов

Ряд украинских и крымских экологов назвали строительство моста экологической катастрофой. По их мнению, из-за конструкции со временем начнет ослабляться течение в Керченском проливе, что в свою очередь грозит опреснением Азовскому морю. Кроме того, считают ученые, препятствие миграции рыб и дельфинов через Керченский пролив может привести к исчезновению уникальных экосистем.

Однако, опасения экологов не подтвердились. Еще в 2015 году Минприроды РФ создало экспертную группу, которая осуществляла экологическое сопровождение проекта строительства Крымского моста.

По результатам работы экологов стало очевидно, что популяция дельфинов, обитающая в Керченском проливе, за время строительства объекта не только не уменьшилась, а возросла. Ученые объяснили, что дельфины облюбовали тысячи свай, появившиеся в проливе, и продолжают спокойно мигрировать через пролив.

Что касается редких видов птиц, чьи миграционные пути приходились на зону строительства, то все они были пересажены на компенсационные участки в районе Таманского заказника. Чтобы избежать опасного воздействия на представителей флоры и фауны, в районе строительства были установлены шумозащитные экраны, искусственные гнездовья и кормушки.

Экомониторинг вокруг Крымского моста проводится каждый год. Отмечается, что качество морской воды соответствует рыбохозяйственным нормам, в акватории Керченского пролива сохраняется достаточный уровень популяции промысловых видов рыб.

Проблемы с финансированием и качеством строительства

В 2016 году в СМИ разгорелся очередной скандал вокруг Крымского моста, ставящий под сомнение стабильность финансирования проекта. Действительно, в это время возникли задержки в перечислении средств, но они были связаны с особенностями банковского и казначейского сопровождения средств в России. Поднявшаяся было шумиха быстро стихла после того, как было выяснено, что строительство Крымского моста идет по графику и финансирование работ осуществляется согласно контракту.

Под сомнения ставилась и надежность моста. Ряд экспертов выразили мнение, что требования к инженерным конструкциям подгоняются под бюджет и не соответствуют реальной ситуации. В качестве опасных факторов, способных повлиять на строительство и эксплуатацию объекта упоминался мягкий грунт (то есть, ил), склонный к проседанию, высокая сейсмика (до 9 баллов), сильные ураганные ветры и сезонные ледоходы.

Негативные прогнозы усилились из-за аварийных ситуаций, произошедших во время возведения – например, в 2018 году в процессе установки железнодорожной части на опоры обрушился пролет.

Однако, разработчики проекта уверяют, что сооружение свайных фундаментов производилось с учетом досконального анализа геологических проб. Исходя из этого, устанавливались два вида свай, в зависимости от типа грунта и глубины его залегания – буронабивные и трубчатые сваи. Эксперты уверены, что применяемые современные строительные технологии и средства контроля усиливают вероятность долгой и безаварийной эксплуатации моста.

Реакция международного сообщества

Возведение и открытие Крымского моста вызвало за рубежом негативную реакцию. Украинские политики называли объект «вражеской инфраструктурой» и призывали нанести по нему удар.

Другие же страны, например Канада, Великобритания и США, посчитали возведение транспортного перехода между Россией и Крымом незаконным, «нарушающим суверенитет Украины». Ввиду этого Совет Евросоюза ввел санкции в отношении шести российских компаний, участвовавших в строительстве объекта.

Будущее Крымского моста – главные перспективы Крыма

Крымский мост ночью

Возведение Крымского моста дало толчок к воплощению еще одного грандиозного проекта на территории полуострова – строительству федеральной трассы «Таврида». Главная транспортная артерия Крыма проходит от Керчи до Севастополя через Симферополь. Ее появление позволило существенно сократить время поездки по полуострову – почти вдвое. Трасса была открыта в 2020 году, ее общая протяженность составила 250,7 км.

Другая скоростная трасса от Крымского моста строится по другую сторону пролива – на Таманском полуострове. Участок трассы «Краснодар - Славянск-на-Кубани – Темрюк» позволит совершить поездку от столицы Кубани до Севастополя всего за 5 часов. Окончание работ запланировано на 2024 год.

Крымский мост через Керченский пролив необходим жителям полуострова, поскольку он обеспечивает бесперебойное снабжение со стороны материковой России. Через него осуществляются и поставки крымских предприятий в другие регионы.

Соединение материковой части России и Крыма позволяет туристам быстро переправляться в обоих направлениях. После стабилизации геополитической ситуации турпоток в Крым через мост может составить до 8-10 млн отдыхающих в год. Это дает толчок не только развитию туристического бизнеса, но и к инвестиционной привлекательности полуострова.

Работу Крымского моста временно осложнили терракты. В первый раз часть сооружения пострадала после подрыва грузового автомобиля 22 октября 2022 года. Два автомобильных пролета были частично разрушены, повреждения получило и железнодорожное полотно. Но уже к февралю 2023 года восстановительные работы после взрыва Керченского моста на автодорожной части мостового перехода были завершены.

Но в июле 2023 года снова произошел взрыв на Крымском мосту. Он полностью уничтожил один пролет, который не подлежит восстановлению. Еще один пролет получил существенные повреждения, но железнодорожная часть не пострадала, а опоры моста уцелели. Восстановительные работы и запуск по всем четырем автомобильным полосам планируется завершить к ноябрю 2023 года.

Технические характеристики керченского моста
Характеристика Значение
Общая длина моста19 км
Ширина проезжей части23,1 м
Длина арочных пролетов227 м
Высота свода в высшей точке45 м
Ширина фарватера для судов185 м
Предельный Air draft для судов35 м
Количество полос движения4
Разрешенная скорость по трассе90 км/ч.
Пропускная способность40 тыс. автомобилей/сут.
Количество ЖД путей2
Количество опор596
Стоимость постройки227,92 млрд рублей

Пробки на Крымском Мосту сейчас онлайн

На данной карте вы можете посмотреть есть ли пробки на крымском мосту сейчас в режиме онлайн.

Условные обозначения на карте пробок
Индикатор Значение
зеленый цветдвижение на участке дороги свободно;
Желтый цветна дороге есть движущиеся автомобили;
Красный цветдвижение по дороге затруднено пробками;
Если вы нашли слово в котором есть ошибка, будем признательны если вы сообщите нам о ней:
Спасибо!